Количество детей с проблемами в развитии речи неуклонно растет. Неблагоприятные факторы, повлиявшие на течение беременности, тяжелые роды, заболевания в раннем возрасте, дефицит внимания и занятость родителей, недостатки семейного воспитания, перегрузка детей всякого рода «новыми методиками», увлечение взрослых различными «современными программами» – это далеко не весь перечень возможных предпосылок для возникновения речевых нарушений.
«Каша во рту», или Почему ребенок говорит неразборчиво?
Часто родители жалуются: «Ребенок говорит очень много, прекрасно понимает то, что ему говорят, но только речь малопонятная – не то шепелявит, не то присвистывает, не то картавит...»
Мы уже немного говорили о причинах неразборчивости речи. Во многих случаях она обусловлена дефектным произношением звуков. Некоторые дети неправильно проговаривают один звук, например «р» – чтобы произнести его, ребенок пользуется не кончиком языка, а язычком (нижний отдел мягкого нёба). У другого малыша нарушается произношение 5—6 звуков, а некоторые вообще отсутствуют в речи – вот и получается фраза: «Мы катавифь на вывах, и я упава с гойки и пвакава. (Мы катались на лыжах, и я упала с горки и плакала)». Нарушение звукопроизношения – очень распространенная речевая проблема, которая доставляет малышам и их родителям много хлопот.
Почему ребенок неправильно произносит звуки?
• Эта проблема может быть вызвана нарушениями строения артикуляционного (произносительного) аппарата, например нарушениями прикуса, при которых верхняя или нижняя челюсть выступает вперед. Кроме того, встречаются формы открытого прикуса: при смыкании челюстей по центру или с боков остается щель между верхними и нижними зубами. В таких случаях нужно обязательно проконсультироваться с врачом-ортодонтом.Однако нарушение звукопроизношение не всегда вызвано дефектами прикуса – множество детей с неправильным прикусом говорят правильно и разборчиво.
• К выраженным нарушениям звукопроизношения, как правило, приводит укорочение уздечки языка (анкилоглоссия).
Укорочение уздечки языка тяжелой степени проявляется уже в раннем возрасте: малыш с трудом сосет, язычок пассивен, лежит на дне полости рта, заметно «раздвоение» языка. Впоследствии такому малышу будет трудно жевать и глотать.
И хотя такое нарушение видно невооруженным глазом, и не только специалисту, по сей день к нам на прием приходят дети с укорочением уздечки тяжелой степени, которые несколько лет безрезультатно занимались с логопедом. Операция по иссечению уздечки должна проводиться челюстно-лицевым хирургом, при этом необходимо наложить швы, иначе может образоваться рубец, который еще больше ограничит подвижность языка.
• Нечеткая дикция, «смазанная» артикуляция могут быть следствием неврологических нарушений – повышения и понижения тонуса мышц органов речи.
Движения губ, языка, мягкого нёба ограничиваются, становятся неточными: ребенок не может найти и удержать положение, которое требуется для произнесения определенного звука. Во рту скапливается много слюны, иногда она даже подтекает изо рта, и ребенку приходится надевать слюнявчик. Такой малыш плохо жует и глотает, бывает, что он долго держит пищу во рту. Ребенка нужно обязательно показать невропатологу и логопеду – лечение должно быть комплексным, включающим не только речевую терапию, но и медикаментозное лечение. При необходимости рекомендуют физиотерапевтические мероприятия, массаж.
Заниматься с ребенком нужно, строго следуя рекомендациям врача и учителя-дефектолога. Однако есть упражнения, которые легко и удобно выполнять в домашней обстановке: как правило, малышам нравится «вкусная» гимнастика. Помимо нее, полезны дыхательные, голосовые и традиционные артикуляционные упражнения.
Если у вашего ребенка возникли проблемы с произношением звуков, проконсультируйтесь с педиатром, невропатологом, ортодонтом и обратите внимание:
• как сосет малыш,
• не часто ли он захлебывается,
• не поперхивается ли,
• не выливается ли молоко или жидкость из носа,
• не давится ли ребенок.
Эти симптомы могут свидетельствовать о неврологических нарушениях, снижении или повышении мышечного тонуса, ограничении подвижности органов (парезы и параличи). Попадание жидкости в нос может быть признаком скрытой расщелины неба.
Прислушивайтесь к голосу малыша:
• не гнусавит ли он,
• не слышно ли «хрюканья» – специфического звука, с которым при расщелинах нёба происходит утечка воздуха в нос.
Во время кормления малыша, понаблюдайте:
• активно ли он жует,
• хорошо ли глотает,
• не держит ли слишком долго пищу во рту.
Следите за тем:
• какую пищу предпочитает ребенок,
• может ли он жевать более твердую пищу или предпочитает протертую еду,
• не давится ли он,
• не «мусолит» ли долго пищу во рту.
Внимательно следите за ростом зубов: все ли зубы прорезались, расположены ли они на челюстной дуге, нет ли лишних зубов. Ортодонт оценит состояние прикуса, челюстно-лицевой хирург определит состояние уздечки языка.
• Речевые проблемы могут быть вызваны и нарушением слуха.
Обращайте внимание на поведение малыша:
• реагирует ли он на звук,
• определяет ли источник звука,
• не говорит ли слишком громко,
• не переспрашивает ли,
• не делает ли громче, чем обычно, звук телевизора.
Малыша нужно обследовать не только у ЛОР-врача, но и у сурдолога, который проверяет состояние слуха и органов слуха.
К сожалению, зачастую диагноз «анатомическое нарушение» ставится слишком поздно, когда у ребенка уже сформировывается неправильное произношение звуков, что ухудшает разборчивость речи, тормозит речевое развитие. В таких случаях эффективность речевой терапии нелегко прогнозировать.
Но мамам и папам всегда нужно помнить: положительных результатов можно добиться, несмотря ни на какие осложнения.
Мы уже говорили о таких проблемах, как задержка речевого развития, отсутствие речи как таковой и недоразвитие речи. Невозможность общаться или неполноценность общения негативно влияют на формирование личности маленького человека, меняют его отношение к окружающему миру и к себе самому.
Речь – служанка деятельности. Она «обслуживает» все наши действия, поступки, контакты с окружающими людьми. Если с ребенком не заниматься, не уделять ему внимания, и не просто внимания, а внимания деятельного, продуктивного, развитие его речи затормозится.